| Под председательством Игоря Краснова Пленум ВС рассмотрел важные аспекты российского правосудия | версия для печати |
| Участники заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации
обсудили проекты постановлений, в частности, об аспектах уплаты
государственной пошлины при рассмотрении дел в судах. Подготовка проекта обусловлена тем, что институт государственной пошлины играет важную роль в процессе реализации права на судебную защиту, обеспечения независимости судебной власти и выступает одним из способов достижения целей правосудия. Кроме того, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 259‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены существенные изменения в законодательно закреплённую модель регулирования отношений, возникающих в связи с уплатой государственной пошлины при рассмотрении дел судами. Особенностью правового регулирования института государственной пошлины является системное применение положений процессуального, налогового и бюджетного законодательства. Именно правильное применение этих положений должно обеспечивать сбалансированность между обязанностью всех оплачивать установленные законом платежи и правом на судебную защиту, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Особый акцент в документе делается на положения, раскрывающие наиболее важную социальную направленность российского правосудия и обеспечивающие право заявителя на судебную защиту. Так, в пункте 3 разъясняется, что при обращении в суд индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере, установленном для физических лиц, то есть в меньшем размере по сравнению с тем размером государственной пошлины, которая уплачивается при обращении в суд организацией. Кроме того, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, а также учитывая принцип, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в документе даны разъяснения о том, что при подаче в суд заявления об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, заявления о присуждении судебной неустойки, а также заявления об индексации присужденных денежных сумм государственная пошлина не уплачивается. Важно отметить, что проект касается только общих, наиболее актуальных правовых особенностей уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел судами в порядке гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. На данном этапе разъяснения не затрагивают вопросы предоставления отсрочки, рассрочки, освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения её размера, а также вопросы её уплаты по отдельным видам обращений. Работа над ними по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации будет продолжена. По результатам состоявшегося обсуждения создана редакционная комиссия для проработки поступивших замечаний и предложений. *** Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассмотрел проект постановления «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»». Документом предполагается внести существенные уточнения в постановление, с момента принятия которого (2015 год), с учётом внесённых в него в 2018 году последних изменений, прошло уже почти 10 лет. Таким образом, Верховный Суд РФ подчёркивает необходимость актуализации ранее данных судам разъяснений и приведения их в соответствие с действующим законодательством. Предлагаемые изменения касаются не только назначения реального лишения свободы, но и таких видов уголовного наказания, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничения свободы, исправительных и принудительных работ, применение которых не связано с изоляцией осужденного от общества. Так, в настоящее время принудительные работы, являясь альтернативой лишению свободы, назначаются только путем замены осужденному наказания в виде лишения свободы, а исправительные работы назначаются осужденному, как имеющему основное место работы, так и не имеющему его. В связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ, с 20 января 2026 года принудительные работы будут представлять собой самостоятельный основной вид наказания, а назначение исправительных работ будет возможно только при наличии у осужденного основного места работы. Указанные изменения предполагают расширение для судов возможностей применения принудительных работ и разрешение вопросов, возникающих при исполнении исправительных работ. В проекте также даны разъяснения относительно возможности назначения вышеуказанных видов наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предлагаются дополнения, касающиеся порядка назначения ограничения свободы. Проектом предусмотрены разъяснения, относящиеся к учёту судами смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, установление которых влияет на назначение наказания лицу, совершившему преступление. Отдельные изменения касаются учёта при назначении наказания такого смягчающего обстоятельства, как наличие малолетних детей, и применения нового отягчающего обстоятельства – совершения преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации. После обсуждения проект постановления отправлен на доработку в редакционную комиссию. |
|