|
Навстречу Х Всероссийскому съезду судей. Страницы истории | версия для печати |
Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.
Статья 6 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. № 30-Ф IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей (3-5 декабря 1996 года) 20 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации принял постановление о созыве IV Всероссийского съезда судей, 29 марта 1996 года Совет судей определил вопросы, подлежащие рассмотрению на съезде и создал Организационный комитет. 16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации отклонил попытки перенести съезд судей на 1997 год и принял решение провести IV Всероссийский съезд судей 3-5 декабря 1996 года, считая его чрезвычайным из-за отсутствия финансирования на содержание и работу судов. На съезд было избрано 638 делегатов.
Обращаясь к участникам съезда, председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев отметил: « К реальным достижениям судебной реформы следует отнести и положения Конституции РФ, и Закона РФ «О статусе судей в РФ», в которых говорится о гарантиях независимости судей, о роли суда в обществе, о статусе судей. И, конечно же, несомненным достижением судебной реформы является создание органов судейского сообщества, которые имеют огромное значение не только в жизни судейского корпуса, но и в жизни государства. Представляется, что эта работа органов судейского сообщества, Совета судей РФ, квалифицированных коллегий будет еще более эффективной и целенаправленной после принятия Закона «Об органах судейского сообщества». Все то, что достигнуто, надо, конечно же, ценить, оберегать и совершенствовать. Мы с Вами должны проанализировать и установить причины, почему же сегодня не только судебная реформа приостанавливает свои темпы, но и даже приостанавливается деятельность судов. Главная причина в неудовлетворительном финансировании судов. Необходимо в быстрые сроки создать Судебный департамент при Верховном Суде РФ и, кроме того, принять закон о механизме исполнения ст. 124 Конституции РФ* ».
«В условиях отсутствия минимально необходимого финансирования, суды России лишены возможности осуществлять правосудие, поскольку нет средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, расходов по явке в суд свидетелей и потерпевших, почтовых и командировочных расходов. Судам не выделяются средства на оплату коммунальных услуг, услуг связи, по аренде и охране зданий судов. В такой ситуации суды во многих регионах страны вынужденно останавливали свою деятельность, что привело к повсеместному и массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту», - говорилось в постановлении IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей. Съезд оценил состояние кадрового финансового и материального обеспечения судебной системы и наметил перспективы дальнейшего развития судебной реформы и судебной системы. В итоге, в декабре 1997 года принят Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Позже, в январе 1999 года принят закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами.
* Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. **Использована информация с официального сайта Совета судей РФ. ***Фото из открытых источников
|